Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Викторопольская средняя общеобразовательная школа Вейделевского района Белгородской области»

 

 

 

Приказ Минтруда России №528н

  от 31 июля 2015 г.

ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДА ПРАВИЛ "СНИП 35-01-2001

"ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ"

(СП 59.13330.2012)

Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования

Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования

 Методическое пособие для обучения (инструктирования) сотрудников учреждений МСЭ и других организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи

Часть 1       Часть 2

СВОД ПРАВИЛ ДОСТУПНОСТЬ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ ДЛЯ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ

Информация о создании условий в учреждении для обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ

 Российское законодательство – прежде всего, Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на образование для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.
    Основная задача деятельности в этом направлении - это создание системы образования для инвалидов, с тем, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. 
Необходимо в рамках модернизации российского образования в целом создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья. 
     Одним из приоритетных направлений развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в последние годы рассматривается организация обучения таких лиц в обычных образовательных учреждениях. Организация обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях преимущественно по месту жительства позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, создать условия для проживания и воспитания детей в семье и обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что способствует формированию толерантного отношения граждан к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции с обществом. 
    В рамках государственной программы «Доступная среда» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года № 175, планировалось  к 2016 году в 10 тысячах обычных образовательных учреждений (20 процентов прогнозируемого общего количества региональных и муниципальных образовательных учреждений) создать необходимые условия для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования, включая безбарьерный доступ, оснащение специализированным оборудованием и автотранспортом. 

 Общие положения о создании специальных условий для получения образования детей с ОВЗ

    Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья увеличивается. Социализация, обучение и развитие таких детей происходят в специальных интернатах или на дому, практически изолированно от общества. 
В последние годы в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учебные заведения интернатного типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей закреплено законодательно. 
Коренные социально-экономические преобразования в стране, активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей. Для этого необходимо создание специальных условий, в том числе и принципиальная модернизация образовательных программ, включая и их дидактическое наполнение, разработка программ психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса. 
   В настоящее время наша школа вошла в федеральную программу «Доступная среда». Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. 
В результате в ОУ созданы условия, гарантирующие возможность: 
• достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися; 
• адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей); 
• индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ; 
• целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками; 
• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей; 
• включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность; 
• использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ;

Организационно-педагогическое обеспечение

Эти условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования всеми учащимися образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику. Непосредственно в рамках образовательного процесса должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта, формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у детей позитивной, социально направленной учебной мотивации. Необходимо применение адекватных возможностям и потребностям обучающихся современных технологий, методов, приемов, форм организации учебной работы (в рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания учебного материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация имеющихся или разработка необходимых учебных и дидактических материалов и др. 
Важным компонентом является создание условий для адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в группе сверстников, школьном сообществе, организация уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с использованием интерактивных форм деятельности детей, организация внеклассной работы, направленной на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни класса, школы, а также использование адекватных возможностей детей способов оценки их учебных достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.

Психолого-педагогическое сопровождение детей

Важную роль в определении образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья играют психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК). В соответствии с Положением о психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым приказом Министерства образования и науки от 24 марта 2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания; оказывают федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы содействие в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, оказывают консультативную помощь родителям (законным представителям) детей, работникам образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, здравоохранения, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении.

Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного процесса

Для успешной организации работы с детьми-инвалидами ОУ укомплектовано квалифицированными педагогическими кадрами. Педагогические работники прошли специальные курсы повышения квалификации обладают необходимыми знаниями в области основ коррекционной педагогики и специальной психологии, особенностей психофизического развития различных категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, методик и технологий образовательного и реабилитационного процесса для таких обучающихся.

Материально-техническое обеспечение

Создание специальных образовательных условий в школе начинается с материально-технической базы, включающей архитектурную среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное оборудование. Изменены вход в школу, внутреннее пространство, специальное оборудование (по необходимости), гигиенические требования. 
Материально-технические условия реализации индивидуальной образовательной программы должны обеспечивать соблюдение: 
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушно-тепловому режиму и т.д.); 
• возможность беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ; 
• санитарно-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие адекватно оборудованного пространства школьного учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.); 
• пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ. 
Формирование доступной среды в ОУ включает изменение архитектурной среды школы: 
• на  входе установлен пандус; 
• произведено соответствующее переоборудование санитарной зоны на 1 этаже;

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Предметно-пространственная среда учреждения создает все необходимые условия для учебы, здоровой жизнедеятельности и реализации творческих способностей учащихся в различных областях. Она представлена типовым трёхэтажным зданием. Площадь и объем учебных помещений, в которых занимаются дети, соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.

Образовательное учреждение расположено в одном здании (1984 года постройки). Имеет централизованный водопровод и индивидуальную систему отопления. В 2007 году был произведен капитальный ремонт здания.

 В учреждении созданы необходимые условия для осуществления образовательного процесса.  В учреждении оборудовано 5 предметных кабинетов, оснащенных автоматизированным рабочим местом учителя. В школе имеются оборудованные учебные лаборатории химии и физики, кабинет социально-психолого-логопедической службы (сенсорная комната).  Оборудование кабинетов отвечает требованиям для школьных кабинетов. В учебном процессе используются: 12 компьютеров; 7 ноутбуков, 6 проекторов; 6 принтеров; 2 сканера.

Обеспеченность доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На входе установлен пандус, кнопка вызова, напольная рельефная плитка, таблички со шрифтом Брайля

Наличие условий питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Имеется столовая на 100 посадочных мест. Условия питания для  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеются

Наличие условий охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Медицинское обслуживание обучающихся в Учреждении обеспечивается штатным медицинскими персоналом ОГБУЗ «Вейделевская ЦРБ».
Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность:
- за здоровье и физическое развитие воспитанников;
- проведение лечебно - профилактических мероприятий;
- соблюдение санитарно-гигиенических норм;
- за режим и обеспечение качества питания.
Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями. Учреждение осуществляет контроль  работы медицинского персонала в целях охраны и укрепления здоровья воспитанников и работников Учреждения. Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала Учреждение оказывает бесплатно.

 

Наличие доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

В учреждении имеется 1 компьютерный класс,  оснащенный 10 персональными компьютерами, имеющие доступ к сети Интернет. 6 учебных кабинетов и административные кабинеты, библиотека имеют доступ к сети Интернет.  Компьютеры административных кабинетов соединены в общешкольную  локальную сеть. В школе работает система контентной фильтрации DansGuardian.

Наличие электронных образовательных ресурсов, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Интерактивная математика 5-11 класс

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки алгебры"

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки алгебры и начала анализа"

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки геометрии"

Электронное учебное издание.Мультимедийное приложение 

Уроки русского языка 5-6 классы. Мультимедийное приложение к методическому пособию

Тестовый контроль. Русский язык 10-11 класс

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки Русского языка"

Репетитор по литературе

Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. "Решение экзаменационных задач в интерактивном режиме"

Русский язык в рисунках и алгоритмах

1С Репетитор. Русский язык

Интерактивное учебное пособие. Русский язык для старшеклассников и абитуриентов. Орфография

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки литературы"

Электронное приложение  к учебнику "Английский язык.  2 класс"

Электронное приложение  к учебнику "Английский язык.  4 класс"

Электронное приложение  к учебнику "Английский язык.  10-11 класс"

Электронная программа "Английский для детей"

Игровая программа "Правильный английский без скучных правил"

Мультимедийное учебное издание Биология 5-9 класс

Мультимедийное учебное издание Экология  10, 11 класс

Мультимедийное учебное издание Экология. Общий курс

Мультимедийное учебное издание Биологические исследования

Мультимедийное учебное издание Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лимойники

 Ботаника "Электронный атлас для школьника"

1С Репетитор.Биология

Мультимедийное учебное издание Сдаем ЕГЭ. Биология 2008, 2009

Мультимедийное учебное издание Биология 6 класс. Практические работы

Электронное приложение Органическая химия 10-11 класс

Электронное приложение Общая и неорганическая химия 10-11 класс

Электронное приложение Химия 8 класс

Электронное приложение Химиябазовый курс 8-9 класс

Электронное приложение Химия для всех 21. "Химические опыты со взрывами и без"

Электронное приложение к учебнику Химия 9, 11 класс

Электронное приложение к учебнику Физика 10, 11 класс

Электронное приложение к учебнику Физика 11 класс

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки физики" 7-11 класс

Мультимедийный курс. Физика 7-9

Механика

Молекулярная физика

Электростатистика

Электродинамика

Квантовые явления

Ученический эксперимент по физике. Оптика

Постоянный электрический ток

Электрический ток в различных средах

Сборник демонстрационных опытов для СОШ. Волновая оптика

Сборник демонстрационных опытов для СОШ. Геометрическая оптика

Гидроаэростатика

Магнитное поле

Основы молекулярно-кинетической теории

Излучение и спектры

Шедевры русской живописи

История искусства

Музыка

Праздничный календарь с музыкальным приложением

 

Шедевры мировой классической музыки

Уроки вокала

Мультимедийное приложение к урокам музыки

Учебное электронное издание "Экономическая и социальная география мира"

Электронный атлас "По странам и континентам 6-11 класс"

Электронные уроки и тесты. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида

Электронные уроки и тесты. Северная и Южная Америка

Электронные уроки и тесты. Африка

Электронные уроки и тесты. Евразия

Электронное приложение. Уроки географии 6-9 класс

Электронное приложение. Нестандартные уроки географии 6-7 класс

Интерактивный атлас "Планета Земля"

Электронные карты по географии 6-11 класс

Электронный учебник География 6-9 классы

Золотой глобус (города и страны)

Учебное электронное издание "Всеобщая история" 7, 8 класс

Учебное электронное издание "Всеобщая история"5, 6 класс

Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства

От Кремля до рейхстага

Энциклопедия Истории России 862-1917

Мультимедийное приложение, 6 класс История России IX-XVI века

Мультимедийное приложение, 7 класс История России XVII-XVIII века

Мультимедийное приложение, 8 класс История России XIX век

Интерактивное наглядное пособие "История Нового времени" 6, 7 класс

Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

имеются

 Родителям

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы и школьной жизни. 
Включающее образование обладает ресурсами, направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их участия во всех аспектах жизни коллектива. 

Включающее образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. 

Включающее образование базируется на восьми принципах: 

• Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. 
• Каждый человек способен чувствовать и думать. 
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 
• Все люди нуждаются друг в друге. 
• Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека. 

Включение – это не интеграция: 

• Включение – это больше, чем интеграция. 
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе. 
• Специалисты приходят помогать детям. 
• Обычные школы изменяются. 
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка. 
• Все молодые люди изучают историю инвалидного движения. 
• Воспринимают человеческие различия как обычные. 
• Молодые люди получают возможность жить вместе с родителями. 
• Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью. 
• Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными для окружающих. 

Информационное обеспечение

Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя
• совокупность технологических средств (компьютеры, базы данных, коммуникационные каналы, программные продукты, созданные с учетом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции, социализации и др.), 
• культурные и организационные формы информационного взаимодействия с учётом особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, 
• компетентность участников образовательного процесса в решении развивающих и коррекционных задач обучения детей с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки применения ИКТ.

Термины и определения, список сокращений

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья
ОУ – образовательное учреждение
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИОП – индивидуальная образовательная программа
ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт
ТСО – технические средства обучения
СанПиН - Санитарные нормы и правила
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
ИОП – индивидуальная образовательная программа

 

 

Перейти к началу страницы

 

 

МОУ "Викторопольская СОШ" © 2005 -