Информация о создании условий в учреждении для обучения
детей-инвалидов, детей с ОВЗ
Российское законодательство – прежде всего, Закон
Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный
закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» – предусматривает гарантии равных прав на
образование для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и инвалидов.
Основная задача деятельности в этом направлении -
это создание системы образования для инвалидов, с тем,
чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных
общеобразовательных школах, и с раннего возраста не
чувствовали себя изолированными от общества.
Необходимо в рамках модернизации российского образования
в целом создать образовательную среду, обеспечивающую
доступность качественного образования для детей с
ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов,
с учетом особенностей их психофизического развития и
состояния здоровья.
Одним из приоритетных направлений развития системы
образования детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов в последние годы рассматривается
организация обучения таких лиц в обычных образовательных
учреждениях. Организация обучения детей-инвалидов в
обычных образовательных учреждениях преимущественно по
месту жительства позволяет избежать их помещения на
длительный срок в интернатные учреждения, создать
условия для проживания и воспитания детей в семье и
обеспечить их постоянное общение со сверстниками, что
способствует формированию толерантного отношения граждан
к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их
социальной адаптации и интеграции с обществом.
В рамках государственной программы «Доступная среда»
на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 года
№ 175, планировалось к 2016 году в 10 тысячах обычных
образовательных учреждений (20 процентов прогнозируемого
общего количества региональных и муниципальных
образовательных учреждений) создать необходимые условия
для реализации индивидуальной программы реабилитации
ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами
образования, включая безбарьерный доступ, оснащение
специализированным оборудованием и автотранспортом.
Общие
положения о создании специальных условий для получения
образования детей с ОВЗ
Количество детей-инвалидов и детей с ограниченными
возможностями здоровья увеличивается. Социализация,
обучение и развитие таких детей происходят в специальных
интернатах или на дому, практически изолированно от
общества.
В последние годы в рамках общемирового процесса
наблюдается новая тенденция – родители не хотят отдавать
своих детей в закрытые учебные заведения интернатного
типа и воспитывают их в семье. Это желание родителей
закреплено законодательно.
Коренные социально-экономические преобразования в
стране, активизация социальной политики в направлении
демократизации и гуманизации общества, развитие
национальной системы образования обусловливают поиски
поиски путей совершенствования организации, содержания и
методик обучения и воспитания детей с ограниченными
возможностями здоровья. Изменение подходов к обучению и
воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья
направлено на формирование и развитие социально-активной
личности, обладающей навыками социально-адаптивного
поведения применительно к мобильной экономике. Одним из
путей реализации этой задачи является
общеобразовательная инклюзия, которая рассматривается,
прежде всего, как средство социальной реабилитации, не
только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого,
развитие инклюзивного образования обеспечивает равные
права, доступность, возможность выбора подходящего
образовательного маршрута для любого ребенка вне
зависимости от его физических и других возможностей. Для
этого необходимо создание специальных условий, в том
числе и принципиальная модернизация образовательных
программ, включая и их дидактическое наполнение,
разработка программ психолого-педагогического
сопровождения всех участников образовательного
процесса.
В настоящее время наша школа вошла в федеральную
программу «Доступная среда». Программа «Доступная среда»
предусматривает создание условий для совместного
обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в
развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной
среды» - чтобы дети с ограниченными возможностями
здоровья не отличались в правах и возможностях от
обычных детей.
В результате в ОУ созданы условия, гарантирующие
возможность:
• достижения планируемых результатов освоения основной
образовательной программы образования всеми
обучающимися;
• адекватной оценки динамики развития жизненной
компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками
образовательного процесса, включая работников школы и
родителей (законных представителей);
• индивидуализация образовательного процесса в отношении
детей с ОВЗ;
• целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в
коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
• выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ
через систему клубов, секций, студий и кружков,
организацию общественно-полезной деятельности, в том
числе социальной практики, используя возможности
учреждений дополнительного образования детей;
• включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные
и творческие соревнования, научно-техническое творчество
и проектно-исследовательскую деятельность;
• использования в образовательном процессе современных
научно обоснованных и достоверных коррекционных
технологий, адекватных образовательным потребностям
детей с ОВЗ;
Организационно-педагогическое обеспечение
Эти
условия ориентированы на полноценное и эффективное
получение образования всеми учащимися образовательного
учреждения, реализующего инклюзивную практику.
Непосредственно в рамках образовательного процесса
должна быть создана атмосфера эмоционального комфорта,
формирование взаимоотношений в духе сотрудничества и
принятия особенностей каждого, формирование у детей
позитивной, социально направленной учебной мотивации.
Необходимо применение адекватных возможностям и
потребностям обучающихся современных технологий,
методов, приемов, форм организации учебной работы (в
рамках разработки ИОП),а также адаптация содержания
учебного материала, выделение необходимого и
достаточного для освоения ребенком с ОВЗ, адаптация
имеющихся или разработка необходимых учебных и
дидактических материалов и др.
Важным компонентом является создание условий для
адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в
группе сверстников, школьном сообществе, организация
уроков, внеучебных и внеклассных мероприятий с
использованием интерактивных форм деятельности детей,
организация внеклассной работы, направленной на
раскрытие творческого потенциала каждого ребенка,
реализацию его потребности в самовыражении, участии в
жизни класса, школы, а также использование адекватных
возможностей детей способов оценки их учебных
достижений, продуктов учебной и внеучебной деятельности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей
Важную
роль в определении образовательного маршрута ребенка с
ограниченными возможностями здоровья играют
психолого-медико-педагогические комиссии (далее – ПМПК).
В соответствии с Положением о
психолого-медико-педагогической комиссии, утверждённым
приказом Министерства образования и науки от 24 марта
2009 года за № 95, ПМПК проводят комплексное
обследование детей; осуществляет подготовку рекомендаций
по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи
и организации их обучения и воспитания; оказывают
федеральным государственным учреждениям
медико-социальной экспертизы содействие в разработке
индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида,
оказывают консультативную помощь родителям (законным
представителям) детей, работникам образовательных
учреждений, учреждений социального обслуживания,
здравоохранения, других организаций по вопросам
воспитания, обучения и коррекции нарушений развития
детей с ограниченными возможностями здоровья и (или)
отклонениями в поведении.
Кадровая обеспеченность инклюзивного образовательного
процесса
Для
успешной организации работы с детьми-инвалидами ОУ
укомплектовано квалифицированными педагогическими
кадрами. Педагогические работники прошли специальные
курсы повышения квалификации обладают необходимыми
знаниями в области основ коррекционной педагогики и
специальной психологии, особенностей психофизического
развития различных категорий лиц с ограниченными
возможностями здоровья, методик и технологий
образовательного и реабилитационного процесса для таких
обучающихся.
Материально-техническое обеспечение
Создание
специальных образовательных условий в школе начинается с
материально-технической базы, включающей архитектурную
среду (внеучебное и учебное пространство) и специальное
оборудование. Изменены вход в школу, внутреннее
пространство, специальное оборудование (по
необходимости), гигиенические требования.
Материально-технические условия реализации
индивидуальной образовательной программы должны
обеспечивать соблюдение:
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса
с учетом потребностей детей с ОВЗ (требования к
водоснабжению, канализации, освещению,
воздушно-тепловому режиму и т.д.);
• возможность беспрепятственного доступа обучающихся с
ОВЗ к объектам инфраструктуры ОУ;
• санитарно-бытовых условий с учетом конкретных
потребностей ребёнка с ОВЗ, обучающегося в ОУ (наличие
адекватно оборудованного пространства школьного
учреждения, рабочего места ребёнка и т.д.);
• пожарной и электробезопасности , с учетом потребностей
детей с ОВЗ, обучающихся в ОУ.
Формирование доступной среды в ОУ включает изменение
архитектурной среды школы:
• на входе установлен пандус;
• произведено соответствующее переоборудование
санитарной зоны на 1 этаже;
Наличие оборудованных учебных
кабинетов, объектов для проведения практических
занятий, библиотек, объектов спорта, средств
обучения и воспитания, в том числе
приспособленных для использования инвалидами и
лицами с ограниченными возможностями здоровья |
Предметно-пространственная среда
учреждения создает все необходимые условия для
учебы, здоровой жизнедеятельности и реализации
творческих способностей учащихся в различных
областях. Она представлена типовым трёхэтажным
зданием. Площадь и объем учебных помещений, в
которых занимаются дети, соответствуют
санитарно-гигиеническим нормам.
Образовательное учреждение
расположено в одном здании (1984 года
постройки). Имеет централизованный водопровод и
индивидуальную систему
отопления. В 2007 году был произведен
капитальный ремонт здания.
В учреждении созданы необходимые
условия для осуществления образовательного
процесса. В
учреждении оборудовано 5 предметных кабинетов,
оснащенных автоматизированным рабочим местом
учителя. В школе имеются оборудованные учебные
лаборатории химии и физики, кабинет
социально-психолого-логопедической службы
(сенсорная комната). Оборудование кабинетов
отвечает требованиям для школьных кабинетов. В
учебном процессе используются: 12 компьютеров; 7
ноутбуков, 6 проекторов; 6 принтеров; 2 сканера. |
Обеспеченность доступа в здание
образовательной организации инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья |
На входе установлен пандус,
кнопка вызова, напольная рельефная плитка,
таблички со шрифтом Брайля |
Наличие условий питания
обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья |
Имеется столовая на 100
посадочных мест. Условия питания для инвалидов
и лиц с ограниченными возможностями здоровья
имеются |
Наличие условий охраны здоровья
обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с
ограниченными возможностями здоровья |
Медицинское обслуживание обучающихся в
Учреждении обеспечивается штатным медицинскими
персоналом ОГБУЗ «Вейделевская ЦРБ».
Медицинский персонал наряду с
администрацией несет ответственность:
- за здоровье и физическое
развитие воспитанников;
- проведение лечебно -
профилактических мероприятий;
- соблюдение
санитарно-гигиенических норм;
- за режим и обеспечение
качества питания.
Учреждение предоставляет помещение с
соответствующими условиями. Учреждение
осуществляет контроль работы медицинского
персонала в целях охраны и укрепления здоровья
воспитанников и работников Учреждения.
Медицинские услуги в пределах функциональных
обязанностей медицинского персонала Учреждение
оказывает бесплатно.
|
Наличие доступа к информационным
системам и информационно-телекоммуникационным
сетям, в том числе приспособленным для
использования инвалидами и лицами с
ограниченными возможностями здоровья |
В
учреждении имеется 1 компьютерный класс,
оснащенный 10 персональными компьютерами,
имеющие доступ к сети Интернет. 6 учебных
кабинетов и административные кабинеты,
библиотека имеют доступ к сети Интернет.
Компьютеры административных кабинетов соединены
в общешкольную локальную сеть. В школе работает
система контентной фильтрации DansGuardian. |
Наличие электронных
образовательных ресурсов, к которым
обеспечивается доступ обучающихся, в том числе
для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья |
Интерактивная математика 5-11 класс |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
алгебры" |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
алгебры и начала анализа" |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
геометрии" |
Электронное учебное издание.Мультимедийное
приложение |
Уроки русского языка 5-6 классы. Мультимедийное
приложение к методическому пособию |
Тестовый контроль. Русский язык 10-11 класс |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
Русского языка" |
Репетитор по литературе |
Готовимся к ЕГЭ. Русский язык. "Решение
экзаменационных задач в интерактивном режиме" |
Русский язык в рисунках и алгоритмах |
1С Репетитор. Русский язык |
Интерактивное учебное пособие. Русский язык для
старшеклассников и абитуриентов. Орфография |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
литературы" |
Электронное приложение к учебнику "Английский
язык. 2 класс" |
Электронное приложение к учебнику "Английский
язык. 4 класс" |
Электронное приложение к учебнику "Английский
язык. 10-11 класс" |
Электронная программа "Английский для детей" |
Игровая программа "Правильный английский без
скучных правил" |
Мультимедийное учебное издание Биология 5-9
класс |
Мультимедийное учебное издание Экология 10, 11
класс |
Мультимедийное учебное издание Экология. Общий
курс |
Мультимедийное учебное издание Биологические
исследования |
Мультимедийное учебное издание Биология.
Растения. Бактерии. Грибы. Лимойники |
Ботаника "Электронный атлас для школьника" |
1С Репетитор.Биология |
Мультимедийное учебное издание Сдаем ЕГЭ.
Биология 2008, 2009 |
Мультимедийное учебное издание Биология 6 класс.
Практические работы |
Электронное приложение Органическая химия 10-11
класс |
Электронное приложение Общая и неорганическая
химия 10-11 класс |
Электронное приложение Химия 8 класс |
Электронное приложение Химиябазовый курс 8-9
класс |
Электронное приложение Химия для всех 21.
"Химические опыты со взрывами и без" |
Электронное приложение к учебнику Химия 9, 11
класс |
Электронное приложение к учебнику Физика 10, 11
класс |
Электронное приложение к учебнику Физика 11
класс |
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия "Уроки
физики" 7-11 класс |
Мультимедийный курс. Физика 7-9 |
Механика |
Молекулярная физика |
Электростатистика |
Электродинамика |
Квантовые явления |
Ученический эксперимент по физике. Оптика |
Постоянный электрический ток |
Электрический ток в различных средах |
Сборник демонстрационных опытов для СОШ.
Волновая оптика |
Сборник демонстрационных опытов для СОШ.
Геометрическая оптика |
Гидроаэростатика |
Магнитное поле |
Основы молекулярно-кинетической теории |
Излучение и спектры |
Шедевры русской живописи |
История искусства |
Музыка |
Праздничный календарь с музыкальным приложением |
|
Шедевры мировой классической музыки |
Уроки вокала |
Мультимедийное приложение к урокам музыки |
Учебное электронное издание "Экономическая и
социальная география мира" |
Электронный атлас "По странам и континентам 6-11
класс" |
Электронные уроки и тесты. Австралия, Океания,
Арктика, Антарктида |
Электронные уроки и тесты. Северная и Южная
Америка |
Электронные уроки и тесты. Африка |
Электронные уроки и тесты. Евразия |
Электронное приложение. Уроки географии 6-9
класс |
Электронное приложение. Нестандартные уроки
географии 6-7 класс |
Интерактивный атлас "Планета Земля" |
Электронные карты по географии 6-11 класс |
Электронный учебник География 6-9 классы |
Золотой глобус (города и страны) |
Учебное электронное издание "Всеобщая история"
7, 8 класс |
Учебное электронное издание "Всеобщая история"5,
6 класс |
Художественная энциклопедия зарубежного
классического искусства |
От Кремля до рейхстага |
Энциклопедия Истории России 862-1917 |
Мультимедийное приложение, 6 класс История
России IX-XVI века |
Мультимедийное приложение, 7 класс История
России XVII-XVIII века |
Мультимедийное приложение, 8 класс История
России XIX век |
Интерактивное наглядное пособие "История Нового
времени" 6, 7 класс |
Наличие специальных технических
средств обучения коллективного и индивидуального
пользования для инвалидов и лиц с ограниченными
возможностями здоровья |
имеются |
Родителям
Инклюзивное образование дает
возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в
жизни коллектива школы и школьной жизни.
Включающее образование обладает ресурсами,
направленными на стимуляцию равноправия обучающихся и их
участия во всех аспектах жизни коллектива.
Включающее образование направлено на развитие у
всех людей способностей, необходимых для общения.
Включающее образование базируется на восьми
принципах:
• Ценность человека не зависит от его способностей и
достижений.
• Каждый человек способен чувствовать и думать.
• Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы
быть услышанным.
• Все люди нуждаются друг в друге.
• Подлинное образование может осуществляться только в
контексте реальных взаимоотношений.
• Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
• Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
быть в том, что они могут делать, чем в том, что не
могут.
• Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Включение – это не интеграция:
• Включение – это больше, чем интеграция.
• Молодые люди учатся вместе в обычной школе.
• Специалисты приходят помогать детям.
• Обычные школы изменяются.
• Внимание на возможности и сильные стороны ребенка.
• Все молодые люди изучают историю инвалидного
движения.
• Воспринимают человеческие различия как обычные.
• Молодые люди получают возможность жить вместе с
родителями.
• Молодые инвалиды получают полноценное и эффективное
образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
• Взгляды и мнения молодых инвалидов становятся важными
для окружающих.
Информационное обеспечение
Информационно-образовательная среда ОУ включает в себя
• совокупность технологических средств (компьютеры, базы
данных, коммуникационные каналы, программные продукты,
созданные с учетом особых образовательных потребностей
детей с ОВЗ, включая формирование жизненной компетенции,
социализации и др.),
• культурные и организационные формы информационного
взаимодействия с учётом особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ,
• компетентность участников образовательного процесса в
решении развивающих и коррекционных задач обучения детей
с ОВЗ с применением информационно-коммуникативных
технологий (ИКТ), а также наличия служб поддержки
применения ИКТ.
Термины и определения, список сокращений
ОВЗ –
ограниченные возможности здоровья
ОУ – образовательное учреждение
ПМПК – психолого-медико-педагогическая комиссия
ПМПк - психолого-медико-педагогический консилиум
ИОП – индивидуальная образовательная программа
ФГОС – Федеральный государственный образовательный
стандарт
ТСО – технические средства обучения
СанПиН - Санитарные нормы и правила
ИКТ – информационно-коммуникативные технологии
ИОП – индивидуальная образовательная программа |